МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА «БЕЗОПАСНОЕ ОСТЕКЛЕНИЕ»

Взрывобезопасное остекление по классу К4 ДВ2, К4/Р1А

Программа была создана в 2000 году в целях создания дополнительных мер безопасности при чрезвычайных ситуациях. Тогда, 8 августа 2000 года, во время теракта на Пушкинской площади, большинство пострадавших получили травмы именно от разлетевшихся при взрыве стеклянных витрин. Согласно распоряжению мэра Москвы № 1384-РМ от 28 декабря 2000 года, специальная защита стекол от взрывов, пожаров, вандализма и других ЧС должна быть установлена на торговых, культурных, спортивных и деловых комплексах с массовым пребыванием населения и жилых зданиях, расположенных на многолюдных улицах и площадях.

 

Распоряжение мэра г. Москвы о неотложных мерах по реализации программы Безопасного остекления

 

28 декабря 2000 г. № 1384-РМО неотложных мерах по реализации программы безопасного остекления в г. Москве

 

В соответствии с распоряжением Премьера Правительства Москвы от 9 августа 2000 года N 794 "О мерах по ликвидации последствий взрыва в подземном переходе под Пушкинской площадью, оказанию помощи пострадавшим и предотвращению подобных происшествий" и в целях реализации неотложных мер защиты от травматизма осколками стекла при возникновении чрезвычайных ситуаций:

 

1. Принять предложение Главного управления по делам ГО и ЧС г. Москвы и ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" (ОАО МКНТ) о проведении неотложных мер специальной защиты от взрывов, пожаров, вандализма и других чрезвычайных ситуаций, остекления торговых, культурных, спортивных и деловых комплексов с массовым пребыванием населения и жилых зданий, расположенных на многолюдных улицах и площадях.

 

2. Определить Главное управление по делам ГО и ЧС г. Москвы координатором по вопросам подготовки и реализации мероприятий по обеспечению безопасного остекления городских объектов, являющихся местами массового пребывания населения, административных и жилых зданий, расположенных на многолюдных улицах и площадях.

 

3. Главному управлению по делам ГО и ЧС г. Москвы совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг определить перечень первоочередных объектов, остекление которых подлежит защите, и обязать владельцев этих объектов принять необходимые меры по защите остекления.

 

4. ОАО МКНТ совместно с Главным управлением по делам ГО и ЧС г. Москвы и Управлением государственной противопожарной службы ГУВД г. Москвы:

 

4.1. В течение месяца обобщить имеющиеся требования безопасности и способы защиты остекления зданий и сооружений, являющихся местом массового пребывания граждан.

 

4.2. В течение месяца разработать требования к защитным полимерным покрытиям и защитным стеклам и обязательные условия их сертификации.

4.3. В течение трех месяцев провести испытания предлагаемых организациями и фирмами-поставщиками образцов защитных пленок и стекол в целях отбора наилучших вариантов, отвечающих предъявленным требованиям безопасности. По результатам испытаний подготовить предложения по организации защиты остекления строительных объектов и сооружений с учетом возможности организации отечественного производства защитных материалов и покрытий.

 

5. ОАО МКНТ организовать поставку отобранных защитных материалов в необходимых количествах на условиях товарного кредита для реализации защитных мероприятий.

 

6. Департаменту науки и промышленной политики совместно с Главным управлением по делам ГО и ЧС г.Москвы, Комитетом по реформированию оборонных предприятий, расположенных в г. Москве, и ОАО МКНТ предусмотреть в Плане развития науки и технологий в интересах города на 2001 год разработку комплексной программы работ "Безопасное остекление", включающую:· разработку нормативного документа г. Москвы о защите остекления взрыво- и пожаробезопасными пленками и стеклами торговых, культурных, спортивных и офисных зданий, гостиниц, зданий, расположенных на основных магистралях города, и других объектов, остекление которых может явиться источником повышенной опасности при взрывах, пожарах и чрезвычайных ситуациях; · организацию поставок необходимого оборудования и поэтапное освоение производства защитных пленок, в том числе на предприятиях оборонного комплекса; · мероприятия по обеспечению поэтапной защиты остекления объектов города.

 

7. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.

 

Мэр Москвы Ю.М. Лужков

 

 

Руководящий документ

 

Порядок организации, проведения, приемки, контроля и учета работ по защите остекления объектов в административных округах г. Москвы

 

РД 77-7399-07-2001

 

1. Основные понятия

 

1.1. Программа "Безопасное остекление" - комплексная программа Правительства Москвы, направленная на защиту населения от травматизма осколками стекла при возникновении чрезвычайных ситуаций.

 

1.2. Городская комиссия по безопасному остеклению (далее Городская комиссия) создана решением Комиссии по чрезвычайным ситуациям Правительства Москвы от 07.02.2001 г. как руководящий орган по программе "Безопасное остекление".

 

1.3. Окружные комиссии по безопасному остеклению (далее Окружная комиссия) созданы решением Комиссии по чрезвычайным ситуациям Правительства Москвы от 07.02.2001 г. и распоряжениями префектов административных округов г. Москвы для осуществления контроля, учета, организации и приемки работ по программе "Безопасное остекление" в административных округах.

 

1.4. Экспертная группа Городской комиссии по безопасному остеклению (далее Экспертная группа) создана решением Городской комиссии от 25.01.2001 г. как консультативный орган по научно-методическому обеспечению программы "Безопасное остекление".

 

2. Общие положения

 

2.1. Настоящий документ разработан во исполнение Распоряжений Мэра г. Москвы от 30.11.2000 г. № 1250-РМ "О дополнительных мерах по повышению уровня безопасности на объектах различного функционального назначения с массовым пребыванием населения" и от 28.12.2000 г. № 1384-РМ "О неотложных мерах по реализации программы безопасного остекления в г. Москве" для выполнения комплексной программы "Безопасное остекление".

 

2.2. Настоящий порядок регламентирует деятельность по организации, проведению, приемке, контролю и учету работ в административных округах г. Москвы, связанных с защитой остекления торговых объектов, культурных, спортивных и деловых комплексов, административных и жилых зданий, а также иных сооружений, являющихся местами массового пребывания населения, остекление которых может явиться источником опасности при террористических актах, вандализме и иных чрезвычайных ситуациях.

 

2.3. Соблюдение настоящего порядка является обязательным для организаций и предприятий, участвующих в обеспечении и выполнении работ по программе "Безопасное остекление" в административных округах г. Москвы.

 

2.4. Работы по защите остекления в административных округах должны осуществлять организации, прошедшие аккредитацию в Городской комиссии в установленном порядке.

 

2.5. Строительство новых объект, проведение реконструкции и капитального ремонта объектов должно осуществляться в соответствии с градостроительными нормами по требованиям к классам их защиты, утвержденными Городской комиссией. Приемка таких объектов осуществляется в установленном порядке.

 

3. Порядок подготовки перечня объектов, остекление которых подлежит защите.

 

3.1. Окружная комиссия устанавливает порядок подачи сведений об объектах, имеющих остекление и относящихся к утвержденным категориям объектов. Подразделения префектур через районные Управы и иные структуры округа производят сбор сведений для формирования перечня объектов по единой форме согласно приложению № 1.

 

3.2. Подразделения префектур передают подготовленные списки объектов в Окружную комиссию, которая организует работу по обследованию, занесению в базу данных учета и формированию сводного перечня объектов по округу.

 

3.3. В процессе формирования перечня объектов производится обследование объекта с целью уточнения:· состояния и типа объекта, данных о его владельце; · адреса и характера расположения на территории округа; · оценки объемов и параметров остекления, подлежащего защите.

 

3.4. Если при обследовании объекта возникает сложность оценки объемов и параметров остекления, подлежащих защите, оформляется заключение и передается в Экспертную группу.

 

3.5. Подготовленный перечень объектов по форме согласно приложению № 2 после подписания у руководства Окружной комиссии направляется в Городскую комиссию. Экспертная группа проводит классификацию и определение необходимых классов защиты остекления представленных объектов.

 

3.6. Перечень объектов, рассмотренный и подписанный руководителем Экспертной группы, представляется в Городскую комиссию. Председатель Городской комиссии утверждает перечень объектов и направляет его на исполнение в Окружные комиссии с указанием сроков завершения работ.

 

3.7. Исключение объектов и перенос сроков завершения работ на объектах из утвержденных перечней осуществляется Городской комиссией по заявкам Окружных комиссий с обоснованием, представляемым в Городскую комиссию.

 

3.8. Обстоятельства и причины, повлекшие перенос сроков завершения работ на объекте, а также невозможность их выполнения, излагаются в письменном виде и направляются в Окружную комиссию.

 

4. Порядок развертывания работ на объектах.

 

4.1. При получении утвержденного перечня объектов, остекление которых подлежит защите, Окружная комиссия организует исполнение работ.

 

4.2. Окружная комиссия через районные Управы и иные структуры округа доводит до владельцев объектов информацию о необходимости проведения мероприятий по защите остекления. При этом владельцу объекта вручается обращение (информационное письмо), в котором содержится информация, о нормативных документах по программе "Безопасное остекление", о порядке проведения и приемки работ по защите остекление порядке взамодействия с предприятиями-исполнителями и иная информация по усмотрению Окружное комиссии.

 

4.3. Управление ГО и ЧС административного округа, руководствуясь установленным Городской комиссией сроком окончания работ по защите остекления на объектах, вошедших в утвержденный перечень, определяет необходимость выдачи предписаний на устранение несоответствия остекления объекта установленным нормам и выдает предписания владельцу или руководителю объекта под роспись, а также контролирует его исполнение.

 

5. Порядок выполнения и приемки работ.

 

5.1. Выполнение работ по защите остекления объектов проводятся предприятиями-исполнителями, прошедшими аккредитацию в Городской комиссии.

 

5.2. Перед началом работы на объектах в административном округе предприятие-исполнитель представляет о себе информацию в Окружную комиссию и устанавливает с ней взаимодействие при проведении работ.

 

5.3. Уполномоченные предприятия - исполнители обязаны иметь:· свидетельство Городской комиссии об аккредитации исполнителя работ по безопасному остеклению; · сертификат ГОССТАНДАРТА России о соответствия продукции требованиям ГОСТ Т 51136-98 по классу А 1; · свидетельство соответствия продукции требованиям РД 77-7399-02-2001 и РД 77-7399-03-2001 по классу защиты ДВ-2; · свидетельство поставщика материала о качестве и соответствии требованиям ТУ партии применяемого материала (упрочняющей пленки), заверенной печатью поставщика. (Указанные документы представляются в копии, заверенной печатью предприятия-исполнителя, и прилагаются к Акту приемки работ).

 

5.4. По завершении работ на объекте предприятие-исполнитель обязано установить на каждой отдельно защищенной поверхности остекления с внутренней стороны помещения объекта идентификационную наклейку (маркер) установленного образца, известить Окружную комиссию о готовности объекта к приемке, заполнить в 3-х экземплярах "Акт приемки работ по защите остекления объекта" по форме согласно приложению № 3 (в дальнейшем Акт приемки), внести в него необходимые сведения по объекту.

 

5.5. Для повышения уровня подготовленности Окружной комиссии к приемке работ по защите остекления объектов на заседаниях Окружных комиссий Экспертная группа проводит консультации по параметрам оценки защищенного остекления, руководствуясь разрабатываемыми ее методиками.

 

5.6. Приемная комиссия, в составе представителей: Окружной комиссии, УГОЧС АО, владельца объекта и предприятия-исполнителя работ, а также иных представителей по решению Окружной комиссия руководствуясь инструкцией согласно приложению № 4 и нормативной документацией, производит определение соответствия выполненные работ по защите остекления установленным нормам защиты и их приемку.

 

5.7. В работе приемных комиссий в качестве представителей Окружной комиссии принимают участие эксперты, которые допускаются к приемке работ после прохождения обучения в Экспертной группе. Окружная комиссия направляет своих представителей для прохождения указанного обучения.

 

5.8. Приемка выполненных работ по защите остекления отдельных объектов, в том числе, имеющих общегосударственную и историческую ценность, производится приемной комиссией с участием Экспертной группы.

 

5.9. По результатам приемки работ на объекте приемной комиссией оформляется Акт приемки, который представитель Окружной комиссии передает на утверждение руководству Окружной комиссии. Первый экземпляр утвержденного и подписанного Акта с комплектом прилагаемой документации, направляется в Городскую комиссию, второй экземпляр остается в Окружной комиссии, третий экземпляр передается владельцу объекта и является, основанием для выдачи "Паспорта безопасного остекления объекта" (далее Паспорт) и идентификационной электронной пластиковой карты (ИЭПК) "Карта объекта".

 

5.10. Секретарь Городской комиссии организует регистрацию Акта приемки, оформление Паспорта, подготовку ИЭПК "Карта объекта" ввод содержащейся в них информации с использованием автоматизированной системы в базу данных "Безопасное остекление" и передачу их в Окружную комиссию для выдачи владельцу объекта.

 

5.11. При поэтапном выполнении и приемке работ Окружная комиссия направляет в Городскую комиссию итоговый акт приемки работ после завершения защиты остекления объекта.

 

5.12. Если приемной комиссией выявлены нарушения и несоответствия выполненных работ установленным требованиям, которые не позволяют принять указанные работы, оформляется акт произвольной формы, который направляется в Окружную и Городскую комиссии. Городская комиссия поручает Экспертной группе произвести экспертизу указанных работ, подготовить заключение и представить его на рассмотрение в Городскую комиссию. По результатам рассмотрения определяется возможность устранения недостатков предприятием исполнителем работ на данном объекте, их последующей приемке или необходимость проведения работ заново.

 

5.13. В случае отказа предприятия-исполнителя от устранения выявленных недостатков Окружная комиссия или Экспертная группа выносят вопрос о лишении или приостановке аккредитации предприятия-исполнителя на Городскую комиссию.

 

5.14. Надзор за объектами, защита остекления которых произведена, осуществляется Окружной комиссией, с применением специальных терминальных устройств для проверки, считывания информации с ИЭПК объектов и ввода результатов контроля в БД "Безопасное остекление". В случае выявления нарушения защитного остекления УГОЧС АО выписывает предписание на устранение нарушения.

 

5.15. По указанию Городской комиссии Экспертная группа и ее представители осуществляют контроль качества произведенных работ на объектах, выполненных и принятых ранее в административных округах. Заключение по результатам контроля представляются в Городскую комиссию.

 

5.16. Владельцы объектов, уже имеющих защиту остекления (части остекления), должны направить письменное обращение в Окружную комиссию с приложением документации, свидетельствующей о характере, объемах выполненных работ и типах использованных материалов. Окружная комиссия рассматривает представленную документацию и при наличии оснований направляет ее через секретаря Городской комиссии в Экспертную группу. Экспертная группа проводит экспертизу представленной документации и имеющейся защиты остекления объекта, после чего определяет возможность и порядок ее приемки.

 

5.17. Защита остекления объекта считается не выполненной, если работы по защите остекления не приняты приемной комиссией в установленном порядке, и на объект не выданы Паспорт и ИЭПК "Карта объекта".

 

6. Информационная поддержка программы в округе.

 

6.1. Все организации и предприятия, принимающие участие в выполнении программы "Безопасное остекление" в округе, обязаны передавать информацию, связанную с программой (сведения в отчеты, справки, письма относительно состояния остекления объектов и сроков проведения работ по защите остекления, сопроводительную документацию и др.) в Окружную и Городскую комиссии по форме согласно приложению № 5.

 

6.2. Окружная комиссия на основе представленной информации, информирует участников программы:· o владельцев объектов - по техническим вопросам и нормативной базе, по аккредитованным в Городской комиссии предприятиям-исполнителям и по порядку приемки работ; · o исполнителей работ - по нормативной базе и порядку приемки работ.

 

7. Порядок учета и отчетности

 

7.1. Учет и контроль выполнения программы "Безопасное остекление" ведется с помощью автоматизированной системы, и базы данных, содержащей информацию о выданных на объекты Паспортах и ИЭПК "Карта объекта". В ней также содержится информация об объектах, их владельцах, предприятиях - исполнителях работ, сроках выполнения предписаний, площадях защищенного остекления, датах приемки работ и др.

 

7.2. Окружная комиссия организует подготовку отчетов о ходе выполнения программы в округе, включающих сведения о защите остекления объектов, входящих в утвержденные перечни.

 

7.3. Сформированный отчет подписывается руководителем Окружной комиссии и направляется секретарю Городской комиссии. Отчетность Окружных комиссий осуществляется в соответствии с порядком, периодичностью и формой в соответствии с приложением № 6.

 

Руководитель Экспертной группы Городской комиссии по безопасному остеклению зам. Генерального директора МКНТ Г.Г. Сасин

 

Секретарь Городской комиссии по безопасному остеклению, зам. начальника ГУ ГО и ЧС А.Ю. Кудрин

 

 

Документы по программе "Безопасное остекление".

1. Распоряжение Мэра Москвы от 30 ноября 2000 г. N 1250-РМ "О дополнительных мерах по повышению
уровня безопасности на объектах различного функционального назначения с массовым пребыванием населения"

2. Распоряжение Мэра Москвы от 28 декабря 2000 г. N 1384-РМ "О неотложных мерах по реализации программы безопасного остекления в г. Москве"

3. Постановление губернатора Московской области от 14.04.2004г. N62-ПГ "О применении в Московской
области безопасного остекления при строительстве и реконструкции зданий и сооружений, а также на действующих
объектах в местах массового пребывания людей или являющихся указанными местами"

4. Постановление Правительства Москвы от 24. января. 2005г. N40-ПП "Об утверждении
Изменения №3 МГСН 4.13-97 "Предприятия розничной торговли"

5. Распоряжение префекта ЦАО Москвы N 2794-р от 14 июня 2006г. "О ходе выполнения работ по
безопасному остеклению в Центральном административном округе"

6. "Порядок допуска организаций-исполнителей работ по безопасному остеклению объектов города Москвы"

7. "Правила организации и проведения работ по безопасному остеклению объектов города Москвы".

8. Распоряжение по Южному Федеральному округу РФ "О безопасном остеклении помещений".

9. "Примерный порядок организации и проведения работ по защите людей от поражения осколками стекла
при чрезвычайных ситуациях в РФ"

 

Hosted by uCoz